реклама
реклама
реклама
реклама
реклама
реклама

Уйти, чтобы вернуться

Уйти, чтобы вернуться

Уйти, чтобы вернуться. Место работы. Уход из компании.

Случаи, когда сотрудник покидает компанию, а через какое-то время возвращается обратно, не так уж редки. Как быть, если вы стоите перед проблемой выбора «возвращаться или нет» в свою бывшую компанию? Как стоит повести себя? Как не «наступить дважды на грабли»?
Для начала разберем некоторые наиболее типичные ситуации «возврата». Делятся они на две категории. Более редкая ситуация - когда уход и возвращение были спланированы заранее. Встречающаяся довольно часто - когда возвращение первоначально не входило в планы ни одной из сторон – ни сотрудника, ни компании.

Засланный казачок

Способ добывания сведений. Уход и возвращение специально инициированы самой компанией с целью попадания «своего человека» в компанию конкурента. Применяется для выяснения стратегических планов соперника. Встречается редко. Или, на самом деле, вернее будет сказать, что неизвестно, сколь часто такой способ встречается – ведь, понятное дело, никто не афиширует подобные методы ведения бизнеса.

Набраться опыта

Гораздо чаще встречается уход, связанный с тем, что в компании, где работает человек, нет возможности получить необходимый опыт. Руководство понимает это и специально «отпускает» сотрудника, который якобы навсегда, а на самом деле на время поступает на работу в фирму, где он может пополнить свой «багаж» знаний, умений навыков и опыта. По возвращении, обычно, такого «лже - блудного сына» ждет повышение в должности.

Как быть? Стоит ли соглашаться на предложение компании, на время покинуть ее, что бы затем вернуться? Решать в каждом случае предстоит вам и только вам, ведь это вопрос степени вашего доверия к руководству. Как это происходит практически, рассказывает непосредственный участник событий, ныне директор одного из производственных предприятий: «Примерно три года назад наша холдинговая компания запланировала покупку непрофильного, но очень перспективного актива – предприятия по производству продуктов питания. Сразу же встал вопрос о том, кто возглавит новое подразделение: оставлять старый менеджмент, по сути, разваливший бизнес, никто не собирался. Брать людей со стороны на столь важный для компании проект руководство не хотело. Мне было предложено занять вакансию коммерческого директора предприятия, но, так как опыта в этой сфере у меня не было, сразу встал вопрос о том, где же мне его брать. Партнеров компании, работающих в этой отрасли, у которых можно было пройти стажировку - не было. Наш директор по кадрам предложил такую схему: начинаю рассматривать предложения на позицию в отдел сбыта подобного предприятия, немного изменив свое резюме, компания дает мне все необходимые рекомендации. По его задумке, проработав примерно полгода на подобном предприятии, я пойму весь механизм взаимосвязей отдела производства и сбыта. Такое время у компании было - покупка завода занимает не один месяц.

Изюминка ситуации заключалась в том, что я был к тому моменту начальником одного из отделов в своей компании, а предложения на рынке труда были лишь на позицию простого менеджера по продажам. Так или иначе, я быстро нашел «подходящую вакансию». Начал работать. Разницу в ежемесячном доходе компенсировало моя компания. Помимо непосредственно работы в самой компании, я внимательно присматривался к тому, как вообще работала компания. Необходимый опыт был получен в течение семи месяцев. Я написал заявление об уходе по собственному желанию, отработал положенные две недели, даже «отстажировал» сменщика, и вернулся в «родную» компанию. Вот уже два года я занимаю пост, ради которого и была затеяна вся «операция». Считаю, что именно опыт моей «работы» помог мне лично и компании избежать массы ошибок. Так же считаю, что не занял бы столь высокий пост так быстро, если бы не согласился на время покинуть компанию. Риск был: могла смениться ситуация на рынке, могло смениться руководство. Но я пошел на этот риск и не жалею».

Впрочем, вышеописанное скорее исключение, нежели правило. А вот шанс столкнуться с ситуацией, при которой ваше возвращение не планировалось, но вы стоите перед выбором «возвращаться или нет», довольно велик.

По данным исследований, например, в Америке во многих крупных корпорациях до четверти сотрудников когда то уходили, чтобы вернуться. «Есть даже специальный термин, придуманный для таких ситуаций - boomerang employers «сотрудник - бумеранг». У нас ситуация несколько иная: примерно восемь из десяти российских руководителей не склонны рассматривать бывших подчиненных в качестве потенциального резерва. Такие боссы убеждены: сотрудник, однажды покинувший компанию, при случае предаст ее и во второй, и в третий раз. Впрочем, с каждым годом «бумерангов» становится все больше.

Причины возврата

Ситуаций, при которых вас хотят вернуть или вы хотите вернуться – множество.
Некоторые оставляют место по карьерным соображениям, но так и не получают обещанного повышения в новой компании. Иногда человек действительно получает повышение, а затем прежнее начальство стремится заполучить обратно набравшегося ценного опыта сотрудника. Кто-то соблазняется большей зарплатой, солидным социальным пакетом, а потом понимает, что надежды не оправдались. Порой люди бегут от конфликтов с руководством, однако, узнав о кадровых перестановках в прежней компании, возвращаются. Многие просто стремятся к переменам. Людям кажется, что, сменив офис и специфику работы, они обретут новые цели в жизни. Но эйфория первых месяцев быстро проходит. И если обстановка в прежней фирме была комфортной, человеком вполне может овладеть ностальгия и, как следствие, желание вернуться.

Как быть? Все здесь зависит в первую очередь от того, за кем инициатива возвращения. Если за вашим прежним руководством то вы – «на коне». Вы вправе выставлять свои условия, требовать устранения тех причин, по которым вы покинули компанию. Зарплата, карьерное положение, перспективы роста, отношение лично к вам конкретного руководителя – по получении предложения о возвращении, проговорите все и добейтесь понимания вас. Не постесняйтесь подчеркнуть все плюсы того, что вас «заполучат» обратно в компанию. Вам не нужно времени на адаптацию, так как вы прекрасно знаете специфику деятельности родной фирмы и готовы начинать решать проблемы сразу же. В вашем лице компания обретет проверенного временем специалиста, от которого заранее известно, чего ожидать. Часто с возвращением сотрудника в компанию возвращаются его клиенты и перспективные наработки. И, наконец, предприятие получает человека, обогащенного опытом работы у конкурента.

Конечно, подчеркнуть все ваши плюсы стоит и тогда, когда инициатором возвращения выступаете вы, но как показывает практика, человек, который просит бывшего руководителя взять его назад, ставит себя в зависимость от его воли и желания. Здесь уже не получится диктовать условия. Здесь главное убедить руководство, что вы осознали все плюсы работы в компании, пусть вам и потребовалось для этого на время покинуть ее, что бы посмотреть на все со стороны. Подчеркните, что ваша лояльность к компании от этого только увеличилась. Так сказать «за одного битого двух не битых дают». Возможно, если это вас устроит, имеет смысл вернуться даже на позицию ниже, чем вы занимали до ухода. Ничего страшного в этом нет.

Конечно, только в том случае, если вы сможете работать в «одной упряжке» сбывшими подчиненными, или даже, под началом одного из них.
В любой из перечисленных ситуаций стоит также, прежде чем принимать окончательное решение, узнать об обстановке в компании, о возможной реакции на ваше появление. Но главное - так или иначе, принимать решение придется вам, исходя из ваших интересов в каждой конкретной ситуации. Если ваш уход был ошибкой вашей лично или вашего руководства, помните, что право на ошибку есть у всех.
Главное - вовремя эту ошибку исправить.


Автор статьи: КУЗИН ДЕНИС АЛЕКСАНДРОВИЧ – консультант по подбору персонала.

« Вернуться к списку